Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
05:04 

Унитарная модель мира

Эн-наатари
Дорогу осилит идущий
В различных шаманских учениях присутствуют различные модели миров и различная терминология. Я постараюсь описать чаще всего встречающиеся понятия, такие как: нижний мир (земля и темные области), средний мир и верхний мир.
По представлениям эвенков, в верховьях “водяной дороги-реки” — в верхнем мире — живут души оленей и души людей, за счет которых пополняется число живущих на земле; вдоль среднего течения реки (в среднем мире) обитают живые люди и животные; в низовьях находится мир мертвых, куда шаман провожает душу умершего. Зримым воплощением мировой реки была реальная река.
В космологии народов Сибири общераспространенным было членение вселенной по вертикали на три мира — верхний (небесный), средний (наземный и водный) и нижний (подземный). В свою очередь, эти миры состояли из нескольких ярусов. Так, в мифах ненцев и селькупов небо разделено на семь ярусов, а подземный мир — на семь слоев льда. По представлениям алтайцев, верхний мир от нижнего отделяли три слоя земли.
Кроме этого, существовало и горизонтальное членение мира — на четыре стороны света.
Эти членения вселенной не были независимы друг от друга, а образующиеся сегменты мироздания совпадали: нижний мир ассоциировался с севером и западом, а верхний — с югом и востоком.
Нижний мир или тайные знания о земле и тёмных областях

Под термином "Тайные знания" понимаются действия, производимые с тем, что есть в этом мире. Существуют особые ритуалы, состоящие из определенного набора движений, слов и символов, мазей и ядов, которые применяются к людям, животным, насекомым, деревьям, маленьким растениям, камням и почве. С их помощью шаманы входят в определенные соотношения с окружающим миром для достижения своих целей.
Не имеет смысла описывать в подробностях ритуалы, которыми пользуются шаманы, т.к. в шаманстве играет огромную роль личный опыт и личные знания. Большинство ритуалов, которыми пользуются шаманы, они узнают так сказать из первых рук от духов, которые и передают им свои знания. Причем один и тот же дух может дать разные практики разным шаманам, но на одну и ту же тему. (Предположу, что скорее всего это связанно с личными качествами шамана.)
Двойники

читать дальше

@темы: Мир Шамана

03:43 

Ветра и направления

Шакти Проциона
Путеводная Звезда
07.04.2012 в 01:34
Пишет Ast-chipa:

Женщина и ветер...
Каждая из женщин имеет свое собственное направление, особый ветер.

Карлос Кастанеда. Второе кольцо силы



Каждая женщина подобна ветру, ее текучесть и изменчивость, ее живительная прохлада и теплое прикосновение, обжигающая страсть проникновения и леденящая кровь пронзительность – все это лишь малая толика ее способностей и воплощений, которые при ее живом и непосредственном участии заставляют пространство вибрировать, изменяться, переходить в новые формы и состояния, трепетать и рождать образы, мысли, чувства, саму жизнь во всех неповторимых ее проявлениях. Женщина – это явление особое и заметное, если она действительно ветер.

читать дальше

@темы: Мир Шамана, Труды известных авторов, Учение Толтеков

07:38 

Что такое "Ловец Снов"

Шакти Проциона
Путеводная Звезда
Нашла у себя свою статью, думаю здесь она будет очень даже в тему! :)

«Ловец Снов» в последнее время стал очень популярным предметом украшения помещений. Конструкции любого размера и вариантов плетений часто можно встретить в магазинах и на ярмарках.
Однако…

Что же это за изделие и откуда произошло?
У «Ловца Снов» несколько названий, например Ловушка Сновидений или Кытгьем (от корякского «приманка»). Само название говорит о предназначении этого изделия. Внешне Ловец снов похож на решето – круглый каркас с натянутыми на нем нитями, которые образуют самые различные узоры, в которые вплетены камни и бусины. Вниз от обруча спускаются нити, украшенные перьями или меховыми шариками.
Принято считать, что родиной Ловца Снов является Северная Америка. Однако похожие Ловушки для духов сновидений известны из шаманских практик не только у североамериканских индейцев, но и в Сибири, на Чукотке и у других северных народов, населяющих Россию.

Разновидности и легенды
Ловцы индейцев представляют собой рисунок из нитей, напоминающих остроконечные лепестки. Они притягивают «плохих» и «хороших» духов сновидений. А потом отсеивают «плохих» – те запутываются в паутине и растворяются с первыми лучами солнца – а «хорошие», зная правильную дорогу, мягко скользя по перьям, спускаются к спящему, неся ему светлые, безмятежные сны. Такую сеть обычно вешали там, где люди спят, чтобы она не пропускала к человеку страшные сны и дурные помыслы, которые могут одолевать спящего.
Традиция изготовления сетей для улавливания снов идёт от одной женщины из племени Сиу:
«Ребёнка каждую ночь одолевали кошмары и мать не знала как ему помочь. Поэтому решила обратиться за советом к старой паучихе. Та посоветовала ей изготовить вечный круг из ивовых ветвей, а из хлопчатобумажных нитей сделать сеть жизни. С тех пор ловушки для снов помогают людям видеть только радостные сны.»



В племени Лакота есть своя легенда появления Ловца Снов: «Давным-давно, когда мир еще был молод, старец-шаман из племени Лакота был высоко в горах, когда ему пришло видение. В этом видении, Иктоми, Великий Шаман и Учитель Мудрости, предстал перед ним в обличии паука. Иктоми говорил с ним на сокровенном языке. Во время разговора, Иктоми поднял ивовый обруч старца, на который были прицеплены перья, конский хвост, бусы и начал плести паутину.
Он говорил старому шаману о циклах жизни; о том, что мы начинаем жизнь детьми, пройдя детство, мы взрослеем. После чего мы, обычно, старимся, и за нами снова приходится ухаживать, как за детьми, завершая цикл.
– Но, – сказал Иктоми, продолжая плести
паутину. - В каждый момент жизни мы сталкиваемся с множеством сил, и некоторые несут нам вред, некоторые, наоборот могут помочь. Если ты будешь прислушиваться к добрым силам, откроешься им, то они с радостью помогут тебе идти в нужном направлении. Но если твой выбор окажется неправильным, то ты можешь попасть в ловушку и пострадать. Так что, эти силы могут и помочь, и вмешаться в Природную Гармонию и нарушить ее.
Он говорил, продолжая плести паутину.
Когда Иктоми закончил повествовать, он подал шаману паутину и сказал:
– Эта паутина – идеальный круг с дырой в центре. Используй паутину, чтобы помочь своему народу достичь их цели, черпая из источника идей, видений и снов. Если ты доверишься Великому Духу, паутина будет ловить добрые идеи, а злые будут проходить сквозь дыру.
Старый шаман передал видение своему народу, и с тех пор многие индейцы вешали Ловец Снов над своей постелью, чтобы отсеять сны и видения.
Говорят, что Ловец Снов содержит силу повелевать судьбой."


Есть легенды племени Оджибвеев:
«Давным-давно в древнем мире все племена жили вместе на острове, который назывался Черепаховым – в то время Женщина-Паук стала помогать людям возвращать солнце. Она строит свое жилище до самого рассвета – и если проснуться с рассветом, то можно увидеть, как она ловит своей сетью солнце.
Женщина-Паук взяла на себя заботу о детях этой земли – и продолжает делать это по сей день. Когда ее дети расселились по другим землям, ей стало сложно справляться одной, и она попросила своих сестер, бабушек и всех родственниц помочь ей в плетении магических паутин, чтобы ловить солнце во всех землях, которые заселили ее новые дети – они делали круг из ветви ивы и иных растений и ткали свой таинственный узор.»




Иное предназначение у Ловушек народов Сибири – они являются непосредственным предметом силы у шаманов и служат для работы в сновиденческой практике. Задерживаемые в них духи не делятся на «хороших» и «плохих». За день они ловятся в паутину, задерживаясь в ворсинках меха, а ночью во время сна спускаются по центральному шнурку к спящему шаману, превращаясь в образы. Это делает сны более яркими, острыми, динамичными и зачастую жесткими – потому что работа с подобным Ловцом снов подразумевает борьбу, где нужно выйти победителем. Образы (и далеко не только приятные), которые являются во снах, способствуют активизации и точном осознании себя внутри сна – это одна из самых распространенных шаманских техник. Однако, неумелое использование ловушки может привести к печальным последствиям, поэтому к работе с ней нужно подходить серьезно.

Придавая большой сакральный смысл кругу – символу бесконечности, цикличности, единения – именно так он воспринимается в шаманских практиках – можно отождествить Ловец снов с путешествием Солнца по небосклону. Помимо этого в камчатском Ловце Снов можно увидеть не мало символичного: это и фигурки зодиакальных животных, либо же небольшие вещички, которые шаман привязывает на ловушку в знак напоминания, чтобы вспомнить давнишние сны.
Каждая ловушка наделяется особым сакральным смыслом. Круглая деревянная рама передаёт целостность и гармонию Вселенной. Меховой центр – это приманка для Духов, четыре кожаных шнурка – дороги Духов, а узлы – сила намерения.

Неумелое использование Ловушки показано в одном мансийском сказании, которое называется «Сонный человек». Герой рассказа, желая избавиться от сонливости вешает в изголовье силок и ложится спать. Ночью в его силок попадает пёстрая тетёрка – его душа. Герой бросает её в огонь, думая, что это она виновата в его недуге. О случившимся узнаёт его друг. Он неодобрительно отзывается о произошедшем и говорит, что тетёрку нужно было съесть, чтобы душа не ушла. В крайнем случае нужно выпить тетеревиное яйцо, чтобы душа возродилась. Герой не находит яйца и вскоре умирает. Так он расплачивается за своё незнание шаманских приёмов.

В качестве украшения…
Ловец снов в настоящее время известен, как предмет декора. Многие используют приобретённые в магазинах ловушки, как предметы интерьера, помещая их на стены и окна. В магазинах появилось много авторских работ, изготовленных без особого соблюдения традиций. Ловушки маленького размера носят в качестве украшений, создавая оригинальные серьги и амулеты. Существует несколько правил, по которым можно определить, на сколько Ловец Снов приближён к настоящему.
1. Обруч или каркас должен быть из натурального дерева и обтянут натуральной кожей;
2. Число ведущих нитей должно быть чётным. Чаще всего используется такие числа, как 36, 12, 8, 6;
3. Нить сетки не должна прерываться, а скрепления осуществляются при помощи узлов или бусин;
4. Для мужчин рекомендуются перья Орла, как символа мужества, а для женщины перья Совы, как символа прозорливости и семейного очага.
5. Указывается так же, что перья должны быть сняты с живой птицы, правда не совсем представляю, как это возможно определить по готовой работе, к тому же если используется мех, то врят ли такое животное уже можно назвать живым.




В статье использовалась литература:
1. О. Диксон, И. Янде «Шаманские практики в кланах Ворона и Малого Лебедя» / Релф-бук, Москва, 2001;
2. Хайке Овузу «Символы индейцев Северной Америки»/ Диля, Москва – Санкт-Петербург, 2006;
3. www.grimuar.com

@темы: Шаманские атрибуты

Записки не умеющего писать

главная