04.06.2011 в 05:04
Пишет Эн-наатари:

Унитарная модель мира
В различных шаманских учениях присутствуют различные модели миров и различная терминология. Я постараюсь описать чаще всего встречающиеся понятия, такие как: нижний мир (земля и темные области), средний мир и верхний мир.
По представлениям эвенков, в верховьях “водяной дороги-реки” — в верхнем мире — живут души оленей и души людей, за счет которых пополняется число живущих на земле; вдоль среднего течения реки (в среднем мире) обитают живые люди и животные; в низовьях находится мир мертвых, куда шаман провожает душу умершего. Зримым воплощением мировой реки была реальная река.
В космологии народов Сибири общераспространенным было членение вселенной по вертикали на три мира — верхний (небесный), средний (наземный и водный) и нижний (подземный). В свою очередь, эти миры состояли из нескольких ярусов. Так, в мифах ненцев и селькупов небо разделено на семь ярусов, а подземный мир — на семь слоев льда. По представлениям алтайцев, верхний мир от нижнего отделяли три слоя земли.
Кроме этого, существовало и горизонтальное членение мира — на четыре стороны света.
Эти членения вселенной не были независимы друг от друга, а образующиеся сегменты мироздания совпадали: нижний мир ассоциировался с севером и западом, а верхний — с югом и востоком.
Нижний мир или тайные знания о земле и тёмных областях

Под термином "Тайные знания" понимаются действия, производимые с тем, что есть в этом мире. Существуют особые ритуалы, состоящие из определенного набора движений, слов и символов, мазей и ядов, которые применяются к людям, животным, насекомым, деревьям, маленьким растениям, камням и почве. С их помощью шаманы входят в определенные соотношения с окружающим миром для достижения своих целей.
Не имеет смысла описывать в подробностях ритуалы, которыми пользуются шаманы, т.к. в шаманстве играет огромную роль личный опыт и личные знания. Большинство ритуалов, которыми пользуются шаманы, они узнают так сказать из первых рук от духов, которые и передают им свои знания. Причем один и тот же дух может дать разные практики разным шаманам, но на одну и ту же тему. (Предположу, что скорее всего это связанно с личными качествами шамана.)
Двойники

Во многих шаманских концепциях присутствует идея двойника. Например, шаманы коми называют его вуджер — двойник — дух предмета. По их представлению, весь мир был создан не одним богом, а двумя братьями Ен и Омоль. Поэтому они воспринимают парные предметы как один целый предмет, особенно если они одинаковые.

В африканских традициях существует метод нахождения предметов на основе принципа близнецов.
Если вы потеряли какой-нибудь предмет, то для того, чтобы его найти, вам надо бросить точно такой же, и там, куда он упадет, будет лежать потеря.
Эта же идея лежит в основе ритуальных танцев охотников разных племен. Охотник поражает нарисованное животное — двойник живого зверя — и тем самым увеличивает свои шансы на удачную охоту.

Есть и весьма оригинальное применение идеи двойников.

Шаман создает некий образ, а потом его разрушает и за счет этого он как бы переносит само действие в наш мир. Например, шаман может создать куклу болезни и уничтожить ее, тем самым изгнав саму болезнь, или так называемое кормление земли. Шаман выходит на поле и совершает камлание, в процессе которого он закапывает в землю "дары/подношения", "пищу" для земли. После этого ритуала считается, что поле будет более плодородным. Иногда ритуал кормления земли используется для подношения даров духам земли с целью очищения или избавления от недугов и бед. Такой ритуал обычно проводится раз в год, но при необходимости может производиться и чаще.

Нечто подобное можно обнаружить и в буддийской традиции создания песчаной мандалы. (Судя по всему, этот ритуал уходит своими корнями во времена шаманства.) Несколько монахов в течение трех дней строят из песка мандалу, которая по истечению строительства будет разрушена. Считается, что после ее разрушения вся сила, которую вложили в нее при строительстве, перейдет во внешний мир.

Но, как говорят сами шаманы, недостаточно положить рядом два одинаковых камня, чтобы совершить магическое действо. Эти предметы должны обладать особым духом и иметь печать божественных близнецов, другими словами, между этими предметами должна быть связь на невидимом уровне.
По этим же причинам не каждый человек может начертить изображение животного, которое поможет удачной охоте, или создать мандалу. Для этого необходимо иметь определенную духовную подготовку, поэтому только шаман или буддийский монах способен это сделать.

У Кастанеды идея двойника прослеживается в рассказах Дона Хуана о дубле или о теле сновидения. Пожалуй, самым интересным и отличительным в рассказах Кастанеды о дублях-двойниках является то, что дубль надо развивать.
Идея труда над контактом с дублем-двойником и его качеством несправедливо опущена в изложениях других авторов, смею надеяться, потому что их больше интересовала этническая, нежели практическая часть повествования.
Темные области

У земли, как и у всего остального, есть свой двойник или то, что шаманы называют темными областями или нижним миром.

Ритуалы, используемые для сношения с этим миром, очень опасны, так как они имеют дело с неорганическими существами — с живыми существами (...Но есть и другие существа, чьи вместилища для видящего не имеют формы кокона. И все же они имеют в себе эманации сознания и характеристики жизни... Кастанеда), присутствующими на земле и населяющими ее совместно со всеми органическими существами.
В некоторых традициях нижний мир населяют тотемные существа. Это мир, в котором живут наши тотемы, — говорят шаманы.
Как правило, существа, которые не являются нашими тотемами, считаются не очень дружелюбны по отношению к человеку.
Иногда нижний мир описывается как пограничный или область, через которую надо пройти, чтобы попасть в другие миры, но чаще нижний мир подразделяется на отличающиеся друг от друга зоны, что и воспринимается как идея различных миров.
Враждебность этого мира основана скорее не на реальной опасности, а на том, что его правила обитания очень сильно отличаются от привычных нам.
Его обитатели не испытывают свойственных нам социально культурных влияний, их жизнь протекает под воздействием совершенно других правил, начиная с того, что время для них обладает другими свойствами. Они могут путешествовать по нему как вперед, так и назад, в отличие от нашего прямого направления в одну сторону.
Иногда описывают такие их качества, как пристрастие к поеданию наших эмоций.

— Наши сильные эмоции, такие как страх, любовь, гнев для них настолько привлекательны, что они готовы их воспринимать постоянно. Из-за чего они провоцируют нас на все большее и большее их проявление, что само по себе и представляет угрозу для людей. К примеру, если это страх, то они начнут показывать нам "самое ужасное", что смогут найти в нашем сознании. Они могут просто опустошить нас настолько, что мы умрем, но стоит нам перестать проявлять эмоции — они тут же перестают обращать на нас внимание. Они уходят искать себе другую "жертву". Поэтому, путешествуя в нижний мир, шаман должен оставаться спокойным, несмотря ни на что, однако если шаман хочет позвать кого-нибудь из жителей нижнего мира — ему просто необходимо проявить какую-нибудь эмоцию, причем чем ярче будет эмоция, тем больше шансов позвать кого-нибудь сильного и стоящего.
Так рассказывал один сибирский шаман о столкновениях с жителями нижнего мира.

Вот другое описание посещения нижнего мира одним из северных шаманов:

Прилетела огромная птица, которая схватила меня и унесла в нижний мир, где меня учили, как наносить вред и творить зло.
Вокруг творилось насилие, я видел души злых шаманов и людей, которых там мучили, подчас я видел такие сцены, которые просто не в силах описать словами. Неба там нет, вверху я видел либо своды, как в пещере, либо коричнево-дымные облака. Всё вокруг напоминало о присутствии разрушающей мой разум силы огромной мощности.

В этом описании видно, что для человека с европейским складом ума нижний мир приобретает очертания библейского ада. В то же время хорошо видно, как существа из нижнего мира "пугали" шамана, чтобы "поесть" его эмоции.

Помимо всего сказанного, к нижнему миру приписывают обитание душ умерших и демонов. Сейчас уже трудно сказать, почему, возможно, сказывается влияние христианства и других современных религий. Но так или иначе, мертвые и демоны "переехали" в нижний мир.

Средний мир

Существует два вида текстов, описывающих шаманскую структуру эвенов. В одних отразилось сложное устройство Вселенной, которая насчитывает 6 или 9 сфер-ступеней. В других текстах принято считать, что вселенная у эвенов делится на три сферы: средний мир — мир людей, верхний мир — мир верховного божества и нижний мир — мир мертвых.

Под термином средний мир я буду подразумевать все миры, не попадающие в верхний или нижний. Можно считать, что в среднем мире живут существа, которые ближе всего к людям, это могут быть духи неживых вещей, например источников, духи животных, тотемы людей, элементалы и т.д. и т.п.
Связь с этим миром представляет для человека прямой интерес и прочно связана с изучением тайных знаний.
Выходя на контакт, человек может получать всяческие блага, например, у повелителя духов какого-нибудь животного шаман может попросить при помощи камлания привести подвластных ему животных туда, где будут охотники, или, наоборот, попросить отвести этих животных от посевов, чтобы их сохранить.
Найдя тотем человека в среднем мире, шаман может вылечить его, что, в свою очередь, приведёт к выздоровлению больного, хотя в некоторых случаях считали, что человек заболел оттого, что его душу похитили злые духи, и тогда шаман отправлялся на поиски его души в нижний мир.

Однако шаманская деятельность не всегда носит созидательный характер. Сильный шаман может попросить наслать животных на поля соседей, где шаман более слабый, или при помощи камлания помешать охотникам другого племени. Бывали случаи, когда шаман наводил "порчу" и на своих сородичей. Такое бывало, когда сородичи относились с не должной почтительностью к шаману или святыням. Таким образом, шаман мог воздействовать на социально-политический курс племени.

...В процессе совершения ритуала шаман или шаманка поднимаются из среднего мира (он назван по-якутски Орто-Дойду) вверх, к божеству Айыы, или вниз, в мир злых духов, с целью извлечения оттуда души заболевшего человека. Уникальным свидетельством для шаманской практики является описание своеобразного обмена — возвращения злого духа, вызвавшего болезнь, в нижний мир и возвращения души заболевшего человека в мир живых людей...
Бурыкин А.А., Шарина С.И., Материалы по шаманству эвенов Якутии в записях А. Сотавалта.

В этом же мире шаман может получать знания о растениях, камнях и других вещах от духов, живущих в них, можно сказать, прямо из первых рук.
Очень распространены рассказы о том, как духи сами помогают шаманам в поисках воды, целебных растений, потерянных вещей и т.д.

Теперь несколько слов о том, как туда попасть.

Путешествие может быть выражено в виде экстаза, а может изображаться раскачиванием на качелях, как у кубу, или восхождением по нитям или веревке, как у семангов, австралийцев и огнеземельцев.

Характерное описание шаманского путешествия индейцев северной америки:

Шаман и группа индейцев-гребцов садятся в пирогу, установленную посреди круга, остальные члены племени садятся по кругу и поют ритуальные песни, сопровождая пение ритмичными ударами.

Гребцы начинают имитировать греблю, в это же время шаман и гребцы впадают в транс. В таких ритуалах очень часто гребцы "отправляются" вместе с шаманом в другой мир.

Иногда путешествие на пироге проводится непосредственно в воде, тогда гребцы по-настоящему гребут туда, куда указывает шаман.

Во время путешествия шаманы племени нганасан привязывают себя к юрте цепями, на случай если духи придут в этот мир: они могут войти в тело шамана и попытаться утащить его с собой.

Ярким и весьма интересным моментом во время путешествий является сама одежда шамана.
Их костюм увешан железными, и не только железными, предметами (обычно в них живут духи помошники). Вся эта "экипировка" служит магическим доспехом от "злых" духов, чтобы те не смогли навредить шаману и утощить его к себе.

Существует система, по которой шаман постоянно живет в двух и более мирах. По словам М. Элиаде, австралийский шаман живет одновременно в двух мирах — в реальном повседневном и в нижнем мире. И это делает его идеальным посредником между его соплеменниками и Временем сновидений. Он и обновляет земной мир, и творит новый.

Сводя все рассказы о путешествиях воедино, получим следующую картину:
Для путешествий используют: норы, днища оврагов или пересохшие русла рек, дупла, корни деревьев, пещеры, пироги, а также лестницы и другие имитации подъема, которые используют для путешествий в верхний мир.
Чаще всего, в иные миры можно попасть не напрямую, а миновав своеобразный барьер, который можно назвать пограничным миром или территорией. Однако в некоторых традициях эту зону тоже причисляют к нижнему миру. В некоторых случаях эта зона — всего лишь психологический скачок шамана из одного состояния в другое, но иногда шаману действительно нужно пройти через неизвестное нам в этом мире пространство.

Отдельно отмечу существование идеи ассоциации шамана с каким-нибудь предметом, чаще всего это животное или дерево.
Виринуны, шаманы некоторых групп юго-восточной Австралии, имели собственные деревья духов, мингга, от которых зависели их могущество, безопасность и сама жизнь. Эти деревья напоминают шаманские деревья народов Сибири, а также рассказ Кастанеды о растениях силы. В традициях шаманов обладание силой занимает огромное значение. Можно сказать, что сама по себе сила является для них чем-то вроде божества, к которому они весьма трепетно относятся. Даже изменение силы для шамана никогда не проходит без пристального внимания, а сама потеря силы равноценна смерти.

Вообще дерево в шаманской символике универсально и многозначно, оно ассоциируется с мировой осью, связывающей земной мир с верхним и нижним мирами, а силам, которые находятся в растениях, уделяется особое значение.

Важное место в космологии сибирского шаманства занимает шаманское дерево, на ветвях которого в виде птицы пребывает душа шамана. Представление о шаманском дереве как центре и оси вселенной, которое кроной своей соединяет средний, земной мир с верхним миром, а корнями уходит в нижний мир, непосредственно связано с универсальным образом мирового древа — одним из древнейших архетипов мифологического сознания.

Образ птицы, особенно водоплавающей, занимает отдельное место в иерархии шаманизма, так как водоплавающая птица соединяет в себе три стихии: воду, землю и небо.

В традиционном эвенском календаре каждый месяц начинался с новолуния. В дни солнцестояний, по их мнению, открывались двери в верхний мир. Земными преддвериями его служили две лиственницы, между которыми натягивалась веревка с пучками подшейных волос священного оленя. Во время проведения этого календарного обряда человек, вышедший за эти небесные ворота, превращался как бы в птицу-оленя, затем — в птицу-стерха-оленя и мог попасть в другие миры.

В современном мире появились и свои традиционные места: подземные переходы, подвалы, коммуникации, метро, люки, лифты, туннели, в некоторых случаях, как показывает опыт, к таким местам можно отнести стройки и заброшенные дома. Несмотря на "новшества", сама суть перехода не изменилась. На мой взгляд, практика перехода имеет много общего с практикой сновидения.

(с) Вик


URL записи

@темы: шаманизм, поиск истины, голос ветра, мастер трот